За Родину, Добро и Справедливость!

Международный союз детских общественных объединений

«Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций»

Основан 1 октября 1990 года делегатами X Всесоюзного пионерского слёта в Международном лагере "Артек"



Мир без опасности

Rate this item
(2 голосов)
Ав­то­ры-раз­ра­бот­чи­ки: На­уч­но-прак­ти­чес­кий центр СПО-ФДО, Во­ронежс­кая ре­ги­ональ­ная об­щест­вен­ная детс­кая ор­га­низа­ция  «Мо­лодое по­коле­ние за бе­зопас­ность дви­жения» (Ура­зов Г.Н., кан­ди­дат пе­даго­гичес­ких на­ук).
Ад­ре­саты прог­раммы: пер­вичные, ре­ги­ональ­ные, про­филь­ные детс­кие об­щест­вен­ные объеди­нения – субъек­ты СПО-ФДО.
Фор­мы учас­тия в прог­рамме: кол­лектив­ное, ин­ди­виду­аль­ное.

Обос­но­вание ак­ту­аль­нос­ти прог­раммы. Об­щест­во рис­ков, вре­мя гло­баль­ных вы­зовов, пе­ри­од тех­но­ген­ных ка­таст­роф и при­род­ных ано­малий – пе­речень эпи­тетов, ха­рак­те­ризу­ющих яв­ле­ния ди­намич­но из­ме­ня­ющей­ся ок­ру­жа­ющей жиз­ни, да­леко не оп­ти­мис­ти­чен. Воз­можно ли под­го­товить под­раста­ющее по­коле­ние к встре­че с труд­ностя­ми не столь­ко ин­форма­ци­он­но, сколь­ко прак­ти­чес­ки? Ка­кие уси­лия в этом нап­равле­нии бу­дут на­ибо­лее ус­пешны для рас­ту­щей лич­ности? Как сви­детель­ству­ют ма­тери­алы со­ци­оло­гичес­ких оп­ро­сов де­тей и под­рост­ков, сов­ре­мен­ный ре­бенок за­час­тую не го­тов к пре­одо­лению опас­ностей. Он не зна­ет эле­мен­тарных пра­вил бе­зопас­но­го по­веде­ния на до­роге, в шко­ле, во дво­ре, в мес­тах от­ды­ха. Тем не ме­нее, боль­шинс­тво де­тей хо­тели бы ока­зать­ся в экс­тре­маль­ной си­ту­ации, что­бы «про­верить свои воз­можнос­ти», «ни­чего не бо­ять­ся», «по­казать ка­ков он на са­мом де­ле – ре­шитель­ный и от­важный» и т.д. Из этих выс­ка­зыва­ний воз­ни­ка­ет слож­ная со­ци­аль­но-пе­даго­гичес­кая проб­ле­ма: ка­ким об­ра­зом пре­дуп­ре­дить ас­со­ци­аль­ное, отк­ло­ня­ющееся по­веде­ние ре­бен­ка и под­рост­ка, про­дик­то­ван­ное мо­тивом «стать Ге­ро­ем» сре­ди сверс­тни­ков? Ре­шение этой проб­ле­мы воз­можно в ус­ло­ви­ях объеди­нения уси­лий детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений и нас­то­ящих спе­ци­алис­тов-про­фес­си­она­лов, спо­соб­ных про­демонс­три­ровать эф­фектив­ные спо­собы вы­жива­ния в экс­тре­маль­ных и труд­ных жиз­ненных си­ту­ациях. Та­кое парт­нерс­тво про­дик­то­вано иде­ей соз­да­ния для де­тей си­ту­аций «нравс­твен­но­го и со­ци­аль­но­го за­кали­вания», про­жива­ние ко­торых поз­во­ля­ет им на собс­твен­ном опы­те сфор­му­лиро­вать идеи бе­зопас­но­го по­веде­ния, в про­тиво­вес аг­рессив­но­му по­веде­нию в мо­мент пред­по­лага­емой опас­ности. Для про­вер­ки этих ус­ло­вий, от­бо­ра си­ту­аций, по­ис­ка парт­не­ров  в 2003 го­ду НПЦ СПО-ФДО бы­ла на­чата ра­бота над соз­да­ни­ем прог­раммы «Мир без опас­ности».

Цель прог­раммы СПО-ФДО «Мир без опас­ности»: фор­ми­рова­ние от­но­шения к «ми­ру без опас­ности» как цен­ности жиз­ни, соз­да­ние в детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нени­ях – субъек­тах СПО-ФДО ва­ри­атив­ных мо­делей прог­раммы, ус­пешно ре­али­зу­емых в лю­бых со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких ус­ло­ви­ях с уче­том ре­ги­ональ­ных, при­род­но-кли­мати­чес­ких ус­ло­вий.

За­дачи прог­раммы:

  1. Рас­ши­рить предс­тав­ле­ния участ­ни­ков детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений о мно­го­об­ра­зии по­нятия «Мир без опас­ности».
  2. Раз­вить у де­тей и под­рост­ков ин­те­рес к соз­да­нию ав­торс­ких мо­делей прог­раммы  по трем ос­новным нап­равле­ни­ям (гло­баль­ные опас­ности че­лове­чест­ва, опас­ности ми­ра детс­тва, лич­ные, внут­ренние проб­ле­мы опас­ности), ори­ен­ти­ровать участ­ни­ков прог­раммы к по­ис­ку спо­собов их пре­одо­ления с уче­том опы­та парт­не­ров-про­фес­си­она­лов (от­ря­дов, служб спа­сате­лей МЧС, ра­бот­ни­ков ГАИ, пси­холо­гов, спорт­сме­нов, во­ен­ных, сот­рудни­ков внут­ренних дел).
  3. Про­демонс­три­ровать спо­собы обес­пе­чения бе­зопас­но­го по­веде­ния де­тей и под­рост­ков в раз­ных сфе­рах жиз­не­де­ятель­нос­ти с по­мощью си­ту­аций «нравс­твен­но­го, со­ци­аль­но­го за­кали­вания».

Ре­зуль­та­ты прог­раммы. Вы­бирая эту прог­рамму в ка­чест­ве ори­ен­ти­ра для де­ятель­нос­ти детс­кой об­щест­вен­ной ор­га­низа­ции или объеди­нения у ее участ­ни­ков по­яв­ля­ет­ся ре­аль­ная воз­можность спо­собс­тво­вать из­ме­нению ми­ра, его улуч­ше­нию на­чиная с се­бя.

Для ап­ро­бации идей прог­раммы с 2003 по 2005 г.г. на ба­зе ВДЦ «Ор­ле­нок» ре­али­зовы­вались идеи прог­раммы «Мир без опас­ности» в спе­ци­аль­но раз­ра­ботан­ных иг­рах «Ака­демия вы­жива­ния – 555». Бо­лее де­сяти лет эта фор­ма ра­боты эф­фектив­но ис­поль­зу­ет­ся в де­ятель­нос­ти детс­кой об­щест­вен­ной ор­га­низа­ции г.Во­роне­жа «Мо­лодое по­коле­ние за бе­зопас­ность дви­жения» (ру­ково­дитель – кан­ди­дат пе­даго­гичес­ких на­ук Ура­зов Ген­на­дий Ни­кола­евич). Ор­га­низа­ция  соз­да­на в ав­густе 1995 го­да и объеди­ня­ет 8,5 ты­сяч де­тей и под­рост­ков от 6 до 16 лет – участ­ни­ков 265 пер­вичных ор­га­низа­ций. Целью ор­га­низа­ции с пер­во­го дня соз­да­ния яв­ля­лась: ох­ра­на жиз­ни и здо­ровья юных граж­дан, за­щита их прав и за­кон­ных ин­те­ресов пу­тем пре­дуп­режде­ния до­рож­но-транс­пор­тных про­ис­шест­вий, сни­жения тя­жес­ти их пос­ледс­твий. С 2000 го­да ор­га­низа­ция вы­пус­ка­ет еже­месяч­ную детс­кую га­зету «По­ра в до­рогу» (все о до­рож­ном дви­жении, транс­пор­те, лич­ной бе­зопас­ности).

Со­ав­то­ры но­вой прог­раммы СПО-ФДО уве­рены, что сла­га­емые ус­пе­ха прог­раммы «Мир без опас­ности», зная ко­торые участ­ни­ки прог­раммы мо­гут стать силь­нее обс­то­ятель­ств, на­пол­ня­ющих ок­ру­жа­ющую жизнь, сле­ду­ющие:

Пер­вое. Поч­ти сто­лет­няя прак­ти­ка де­ятель­нос­ти детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений в Рос­сии и за ру­бежом подт­вер­жда­ет жиз­неспо­соб­ность  са­моде­ятель­ных детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений, ко­торые фор­ми­ру­ют осо­бый со­ци­аль­но-ду­хов­ный опыт но­вого по­коле­ния в са­мос­то­ятель­ном ре­шении жиз­ненных за­дач, рас­ши­ря­ет воз­можнос­ти со­ци­аль­но­го твор­чест­ва де­тей и под­рост­ков;

Вто­рое. Де­ятель­ность детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений в сов­ре­мен­ных ди­намич­но ме­ня­ющих­ся ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ной дей­стви­тель­нос­ти выс­ту­па­ет в ви­де оп­ре­делен­ной ком­пенси­ру­ющей сре­ды для здо­ровьес­бе­рега­юще­го по­веде­ния фор­ми­ру­ющей­ся лич­ности ре­бен­ка, ук­репле­ния его жиз­неспо­соб­ных про­яв­ле­ний по­веде­ния в со­ци­уме. Об­щест­во за­ин­те­ресо­вано в том, что­бы под­раста­ющее по­коле­ние бы­ло здо­ровым, ос­во­ило нор­мы и цен­ности, ус­пешно ов­ла­дело «рек­ви­зитом ори­ен­та­ций для  удов­летво­ритель­но­го функ­ци­они­рова­ния в ро­ли» (Т. Пар­сонс) за­коно­пос­лушно­го граж­да­нина, тру­жени­ка и т.д. Детс­кие об­щест­вен­ные объеди­нения  соз­да­ют ус­ло­вия для адап­та­ции и ин­тегра­ции лич­ности внут­ри со­ци­аль­ных инс­ти­тутов об­щест­ва (семья, учеб­ные и тру­довые кол­лекти­вы), де­ла­ют ре­бен­ка пол­ноправ­ным участ­ни­ком эко­номи­чес­кой и куль­тур­ной жиз­ни в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях, обес­пе­чивая тем са­мым рост опы­та со­ци­аль­но одоб­ря­емо­го и ре­сур­сосбе­рега­юще­го по­веде­ния;

Третье. Раз­личные прог­раммы детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений  диф­фе­рен­ци­рован­но вы­пол­ня­ют свои со­ци­аль­но-про­фес­си­ональ­ные, со­ци­аль­но-вос­пи­татель­ные и ин­тегра­ци­он­ные функ­ции в про­цес­сах раз­ви­тия и со­ци­али­зации лич­ности, фор­ми­руя поз­на­ватель­ные, твор­ческие, ор­га­низа­торс­кие, ком­му­ника­тив­ные уме­ния и спо­соб­ности ре­бен­ка в конк­рет­ных ус­ло­ви­ях ор­га­низа­ции сов­мест­но-про­дук­тивно­го об­ще­ния, сов­мест­но-твор­ческой де­ятель­нос­ти де­тей;

Чет­вертое. Детс­кие об­щест­вен­ные объеди­нения ори­ен­ти­рова­ны на раз­ви­тие со­ци­аль­но­го опы­та раз­личных со­ци­аль­ных групп де­тей, вли­яя на фор­ми­рова­ние их со­ци­аль­но-твор­ческо­го «Я», пос­редс­твом ре­али­зации поз­на­ватель­ных ин­те­ресов и спо­соб­ностей в ус­ло­ви­ях спе­ци­аль­но ор­га­низу­емой, сов­мест­но-про­дук­тивной де­ятель­нос­ти;

Пя­тое. В сис­те­ме со­ци­аль­ных инс­ти­тутов об­щест­ва детс­кие об­щест­вен­ные объеди­нения име­ют об­щие це­ли – ре­али­зовать раз­но­об­разные ин­те­ресы в кол­лектив­ной де­ятель­нос­ти де­тей и взрос­лых, за­ин­те­ресо­ван­ных в дос­ти­жении об­щест­вен­но-зна­чимой це­ли;

Шес­тое. Со­ци­аль­но-пе­даго­гичес­кие це­ли детс­ко­го об­щест­вен­но­го объеди­нения  вклю­ча­ют в се­бя не толь­ко част­ную про­филак­ти­ку бе­зопас­но­го по­веде­ния де­тей и под­рост­ков, но и раз­ви­ва­ют в детс­кой сре­де об­раз та­кой лич­ности, ко­торая об­ла­да­ет твор­ческим уров­нем соз­на­ния и по­веде­ния с по­зиций со­ци­аль­ной и граж­данс­кой соп­ри­част­нос­ти, мо­раль­ной от­ветс­твен­ности за свои сло­ва и пос­тупки и пси­холо­гичес­ки го­това  к нор­ма­тив­но при­ем­ле­мому и куль­тур­но­му по­веде­нию в сов­ре­мен­ном со­ци­уме;

Седь­мое. Ве­дущей иде­ей прог­раммы СПО-ФДО «Мир без опас­ности» яв­ля­ет­ся вклю­чение де­тей раз­ных воз­раст­ных групп в ме­роп­ри­ятия, ак­ции, подп­рог­раммы, мас­тер-клас­сы, встре­чи, дру­гие ак­тивные фор­мы обу­ча­юще-раз­ви­ва­ющей де­ятель­нос­ти с целью раз­ви­тия пер­со­наль­ной жиз­не­де­ятель­нос­ти под­раста­юще­го че­лове­ка.

В со­дер­жа­ние прог­раммы СПО-ФДО «Мир без опас­ности» вхо­дит: ин­теллек­ту­аль­ная, ком­му­ника­тив­ная де­ятель­ность участ­ни­ков, во­левая и пси­холо­гичес­кая под­го­тов­ка.

Ин­теллек­ту­аль­ная де­ятель­ность вклю­ча­ет в се­бя ов­ла­дение участ­ни­ками поз­на­ватель­но-об­ра­зова­тель­ны­ми тех­но­логи­ями с уче­том ос­мысле­ния за­конов по­веде­ния лич­ности в ус­ло­ви­ях опас­ных тех­но­ген­ных и эко­логи­чес­ких си­ту­аций: фор­ми­ру­ет опыт ре­шения спе­цифи­чес­ких проб­лем бе­зопас­ности в об­щест­ве рис­ка.

Ком­му­ника­тив­ная де­ятель­ность вклю­ча­ет в се­бя ов­ла­дение кор­ректи­ру­ющи­ми ус­та­нов­ка­ми на оп­ре­делен­ный стиль об­ще­ния, учит де­тей вза­имо­дей­ство­вать и под­держи­вать друг дру­га в труд­ных и опас­ных си­ту­ациях.

Во­левая под­го­тов­ка фор­ми­ру­ет уме­ния пре­одо­левать пре­пятс­твия в экс­тре­маль­ных си­ту­ациях и про­яв­лять во­левое уси­лие.

Пси­холо­гичес­кая под­го­тов­ка фор­ми­ру­ет го­тов­ность к пре­одо­лению опас­ных экс­тре­маль­ных си­ту­аций.

Та­ким об­ра­зом, зна­чимость  прог­раммы «Мир без опас­ности» зак­лю­ча­ет­ся в том, что она вли­яет на раз­ви­тие ре­сур­сов жиз­неспо­соб­ности лич­ности. Жиз­неспо­соб­ность лич­ности предс­тав­ля­ет со­бой ха­рак­те­рис­ти­ку че­лове­ка в про­яв­ле­ни­ях его по­веде­ния и  от­но­шений в со­ци­уме, преж­де все­го от­но­шению к се­бе са­мому - сво­ему здо­ровью, сво­им спо­соб­ностям, поз­на­ватель­но-твор­ческим ре­сур­сам и спо­собам  ин­ди­виду­аль­но­го  рас­по­ряже­ния ими  (ов­ла­дение са­модис­ципли­ной, са­момо­били­заци­ей сво­его по­веде­ния в экс­тре­маль­ных си­ту­ациях, фор­ми­рова­ние са­мо­от­но­шения).

Раз­ви­тие ре­сур­сов жиз­неспо­соб­ности у де­тей и под­рост­ков за­висит от прак­ти­чес­ко­го сос­то­яния со­ци­аль­но-об­ра­зова­тель­ной сре­ды, в ко­торой ре­али­зу­ют­ся це­ли мно­гочис­ленных парт­не­ров  прог­раммы СПО-ФДО «Мир без опас­ности».

Ав­то­ры прог­раммы уве­рены, что в от­ли­чие от уже име­ющих­ся прог­рамм, ори­ен­ти­рован­ных на ин­форми­рова­ние или же обу­чение де­тей бе­зопас­но­му по­веде­нию, прог­рамма «Мир без опас­ности» поз­во­ля­ет детс­ким об­щест­вен­ным объеди­нени­ям най­ти парт­не­ров для ре­али­зации об­щест­вен­но-зна­чимых подп­рог­рамм, ав­то­рами ко­торых яв­ля­ют­ся де­ти и под­рост­ки. Та­ких подп­рог­рамм, идей, те­мати­чес­ких дней, кон­курсов ап­ро­биро­вано нес­коль­ко. Пе­речис­лим нес­коль­ко из них:

  • Подп­рог­рамма «Мы – за ин­форма­ци­он­ную бе­зопас­ность», в хо­де ко­торой участ­ни­ки зна­комят­ся с тех­но­логи­ями ин­форма­ци­он­ных агентств, об­сужда­ют проб­ле­му объек­тивнос­ти и дос­то­вер­ности ин­форма­ции, де­ятель­нос­ти детс­кой са­моде­ятель­ной прес­сы как средс­тва ин­форма­ци­он­ной бе­зопас­ности.
  • Подп­рог­рамма «День тво­их воз­можнос­тей». В этот день участ­ни­ки мо­гут поз­на­комить­ся с са­мыми раз­ны­ми ув­ле­чени­ями сво­их сверс­тни­ков и поп­ро­бовать свои си­лы и воз­можнос­ти в раз­личных фор­мах до­суга.
  • Подп­рог­рамма «Ес­ли я люб­лю, зна­чит я за­щищен». Воп­ло­щение этой идеи по­может под­рост­кам  ра­зоб­рать­ся в труд­ностях об­ще­ния, поз­во­лит участ­ни­кам об­су­дить са­мые ост­рые проб­ле­мы, ко­торые вол­ну­ют каж­до­го.
  • Подп­рог­рамма «Мир бе­зопас­ности в те­бе» раск­ры­ва­ет сек­ре­ты здо­рово­го об­ра­за жиз­ни, поз­на­комит с пра­вила­ми ор­га­низа­ции прог­рамм «Спа­сибо, нет!», «Мы – за здо­ровый об­раз жиз­ни».
  • Кон­курсы зна­токов «пра­вил до­рож­но­го дви­жения», иг­ры «Бе­зопас­ный пе­шеход», «Учим­ся пла­вать» мо­гут прив­лечь мно­го но­вых участ­ни­ков прог­раммы.
  • Идея  «Кон­курса со­чине­ний «Пись­мо ми­ру о ми­ре» поз­во­ля­ет участ­ни­кам раск­рыть свои по­эти­чес­кие, твор­ческие воз­можнос­ти, по­раз­мышлять и по­фило­софс­тво­вать о веч­ных цен­ностях че­лове­чест­ва.
  • Подп­рог­рамма  «Шко­ла вы­жива­ния» предс­тав­ля­ет со­бой раз­личные си­ту­ации, об­суждая ко­торые участ­ни­ки учат­ся пре­одо­левать се­бя и свой страх в мо­мент опас­ности.
  • Ак­ция «Эко­логи­чес­кий мир без от­хо­дов». Цель воз­можной ак­ции  – об­ра­тить вни­мание на проб­ле­мы ок­ру­жа­ющей сре­ды.
  • Подп­рог­рамма «Бе­зопас­ное по­веде­ние» по­может на­учить­ся спра­вить­ся с труд­ны­ми жиз­ненны­ми си­ту­ациями, воз­ни­ка­ющи­ми вне­зап­но.

Все подп­рог­раммы прог­раммы «Мир без опас­ности», по мне­нию предс­та­вите­лей детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений – экс­пер­тов прог­раммы, в пе­ри­од с 2003 по 2005 го­ды объеди­ня­ет идея  - «мир без опас­ности – в са­мом че­лове­ке». Соз­да­вать и бе­речь мир в се­бе – это зна­чит знать и дей­ство­вать в со­от­ветс­твии с эти­ми зна­ни­ями.

За пе­ри­од ап­ро­бации прог­раммы «Мир без опас­ности», ко­торая про­ходи­ла на ба­зах детс­ких ла­герей «Ком­со­моль­ский» и «Звезд­ный» ВДЦ «Ор­ле­нок» ее участ­ни­ками ста­ли маль­чиш­ки и дев­чонки из детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений Рес­публи­ки Баш­кортос­тан, Рес­публи­ки Се­вер­ной Осе­тии-Ала­нии, Ка­бар­ди­но-Бал­карс­кой Рес­публи­ки, Уд­мурт­ской Рес­публи­ки, Рес­публи­ки Са­ха (Яку­тии), Рес­публи­ки Ма­рий-Эл, Вол­гоградс­кой, Во­логодс­кой, Курс­кой, Мос­ковс­кой, Ни­жего­родс­кой, Но­воси­бирс­кой, Омс­кой, Орен­бург­ской, Ор­ловс­кой, Рос­товс­кой, Са­марс­кой, Томс­кой, Че­лябинс­кой, Ярос­лавс­кой об­ластей, г.Санкт-Пе­тер­бурга и Ле­нинг­рад­ской об­ласти.

Ав­то­ры прог­раммы «Мир без опас­ности» на­де­ют­ся, что участ­ни­ки этих смен ста­нут ак­ти­вом, ко­торый по­может в рас­ши­рении воз­можнос­тей прог­раммы «Мир без опас­ности» в ор­га­низа­ци­ях – субъек­тах СПО-ФДО. Сде­ла­ют очень мно­гое для то­го, что­бы каж­дый ре­бенок в труд­ную ми­нуту смог прий­ти на по­мощь дру­гу или же вы­ручить его из бе­ды. Тог­да мы уве­рены, воз­растет со­ци­аль­ный эф­фект прог­раммы: сни­зит­ся уро­вень детс­ко­го трав­ма­тиз­ма, бу­дет мень­ше нес­част­ных слу­ча­ев при об­ра­щении с ог­нем, ста­нет мень­ше опас­ных игр на во­де, на про­ез­жей час­ти до­рог, воз­растет го­тов­ность юных граж­дан к пре­одо­лению труд­ных жиз­ненных си­ту­аций и ко­личест­во де­тей и под­рост­ков – участ­ни­ков со­ци­аль­но-по­лез­ных ак­ций и прог­рамм.

Спи­сок идей, ак­ций и подп­рог­рамм «Мир без опас­ности» отк­рыт. Ав­то­ры на­де­ют­ся, что их ста­нет боль­ше для то­го, что­бы де­ти чувс­тво­вали се­бя за­щищен­ны­ми.

Ин­форма­ция для ли­деров прог­раммы СПО-ФДО «Мир без опас­ности»

До­рогой друг!

Пред­ла­га­ем те­бе вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ющи­ми со­вета­ми, ко­торые по­могут сде­лать ре­аль­ностью твои идеи в об­щей прог­рамме «Мир без опас­ности»

  1. Из­бе­гай опас­ности, умей от­ли­чить опас­ное от бе­зопас­но­го – учись жить! Пом­ни – бе­зопас­ное по­веде­ние – за­лог жиз­ненно­го ус­пе­ха!
  2. Умей дей­ство­вать в опас­ных си­ту­ациях, ищи тех лю­дей, ко­торые по­могут те­бе ра­зоб­рать­ся в при­чинах опас­ностей, с ко­торы­ми те­бе при­дет­ся столк­нуть­ся.
  3. Учись пре­одо­левать труд­ности и жиз­ненные пре­пятс­твия с оп­ти­миз­мом. Пом­ни: ни­ког­да не бы­ва­ет так пло­хо, как мы опа­са­ем­ся, или так хо­рошо как мы меч­та­ем. Будь ре­алис­том!
  4. Дви­жение и дей­ствие вмес­то от­ча­янья. По­делись бе­дой с тем, ко­му до­веря­ешь. Не за­мыкай­ся в кру­ге оди­ночест­ва!
  5. Будь уве­рен: ког­да ус­пех дос­тигнут, не­об­хо­димо дви­гать­ся даль­ше.
  6. Сда­вать­ся всег­да слиш­ком ра­но!
  7. Не за­будь: ты мо­жешь по­мочь сво­им сверс­тни­кам пре­одо­леть свой страх.

Наши слоганы

Стремительно крылья ввысь! СПО-ФДО - это наша жизнь!


 

Вы здесь: ПРОГРАММЫ Мир без опасности